НОРД – ОСТ

НЕОКОНЧЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ…

28.2

У российских спецслужб агентуры на Кавказе нет

«Известия», Крутиков Евгений, 25.10.2002

Давайте будем честными перед собой: контролировать огромный город целиком, а уж тем более такую огромную страну не под силу ни одной, даже самой профессиональной спецслужбе. Можно выставить в каждом театре по пять человек с автоматами, превратив тем самым Москву в осажденную крепость, но это не спасет от захвата заложников. Хотя нервов эта мера попортит в основном обычным рядовым россиянам. Они, глядя на автоматчиков перед входом на, скажем, "Нотр-Дам", будут вздрагивать — их безопасность поставлена под сомнение.

Россияне лишились ощущения защищенности еще осенью 1999 года, после взрыва жилых домов. Ничего психологически принципиально нового сейчас не произошло. Такой же психологически оправданной осталась и реакция спецслужб на свершившийся теракт. По нашим данным, к семи утра первой ночи захвата заложников на Дубровке на месте было создано аж 4 (!) оперативных штаба. Это уже не левая нога не знает, что делает правая, а многорукий Шива какой-то, не контролирующий ни одну из своих конечностей. Каждый вновь прибывший за оцепление генерал норовил создать свой оперативный штаб и заново начать переговоры. Переговоры с террористами норовили вести депутаты Госдумы и даже глава Мосгордумы Платонов, основным занятием которого должно было быть, по логике, общение с возмущенными москвичами (паника довольно быстро сменилась общеантикавказской агрессией толпы, мне лично в целом понятной). События развиваются под диктовку террористов, нервы которых также не беспредельны. Растерянность спецслужб сменилась лихорадочной активностью, одним из основных мотивов которой была боязнь за шкуру отдельных генералов. Притом большая часть всех этих "переговорщиков" кивала на прессу, якобы мешающую нормальной работе спецслужб.

Мы меньше всего склонны ругать российские спецслужбы. Повторимся: приставить автоматчика к каждому объекту в Москве и Санкт-Петербурге, еще в десятке городов невозможно. И бесполезно. Разговоры о том, почему спецслужбы до сих пор не отловили Басаева и компанию, рекомендуется оставить для интеллигентских кухонь. Все это не так просто. Но и есть другой, более существенный аспект.

После взрывов жилых домов в Москве была поднята принципиальная для антитеррористической борьбы проблема: когда следует заниматься террористами — после теракта или до него? Четыре оперативных штаба, неразбериха с командованием и общая растерянность — все это появилось после теракта. Как освобождать заложников, удерживаемых в заминированном здании, — вопрос технический и немного из другой оперы. Вопрос в другом. Такая масштабная операция готовилась не одну неделю и не одиночкой. Это означает, что утечка информации ДОЛЖНА была быть. Не в виде записки на стол Патрушеву — "докладываю, что 23 октября отряд Мовсара Бараева-Сулейменова захватит здание на Дубровке", а в общем виде — "что-то крупное готовится". Нечто подобное произошло и с ФБР накануне событий 11 сентября. И уж получив такой намек, следовало бы активизировать агентурную работу не только в Чечне, но и по линии СВР в арабских странах.

Общественность требует объяснить, как это пятьдесят обвешанных оружием чеченцев передвигались по Москве. Бессмысленный вопрос. Это-то как раз самое простое: арендовал пару гаражей недалеко от объекта нападения, ввез в Москву по одиночке всех членов группы разными маршрутами, купил пару-тройку билетов на "Норд-Ост", осмотрел помещение, купил где-нибудь в Ставрополе оружие — и все дела. А вот придумать всю операцию, набрать шахидов и сохранить все в тайне — реальная проблема для террористов. И они с ней справились.

Очень хочется думать, что спецслужбы не получали предварительной информации о подготовке крупного теракта в одном из российских городов. Тогда их растерянность (как и растерянность ЦРУ после 11 сентября) понятна. Правда, тогда придется признать, что агентурная разведка в Чечне отсутствует напрочь, а резидентуры в восточных странах предаются восточной же неге.

С агентурной разведкой в Чечне и Грузии дело плохо — страны тяжелые для полевой разведработы, специалистов по ним можно пересчитать на пальцах одной руки, а уж контрразведывательный климат и вовсе отвратительный. Кроме того, постоянные склоки внутри "российских чеченцев" легкости бытия контрразведчикам не добавляют. Но что-то же все-таки в этом направлении делается?

Если же предварительная информация все-таки была, то это настоящий промах контрразведки — системный промах, на который наши спецслужбы напарываются уже не в первый раз, так и не давая себе труда делать выводы из собственных трагических ошибок.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий